Бесплатный звонок по России:

8 800-250-33-99

Ваша компания:

Ваша компания — -?

Бесплатный звонок по России:

Инженерные центры

Инженерный центр Темпесто
(г. Санкт-Петербург):

Yakovlev@tempesto.ru

Например, система бесперебойного питания

Как организовать обучение сотрудников ЦОД

За стабильной работой центра обработки данных стоит не только оборудование и управляющее ПО, но и коллектив инженеров. От их квалификации, опыта и скорости принятия решений зависит эффективность работы ЦОД и то, насколько его инфраструктура будет соответствовать потребностям клиентов через месяц, квартал или год.

Проблемы кадрового рынка ЦОД

Российский рынок коммерческих ЦОД продолжает расти, что подтверждают результаты исследования компании iKS-Consulting. Ее эксперты сообщают, что доля России в мировом объеме услуг центров обработки и хранения данных к 2023 году составит 5 % (в конце 2018-го – чуть больше 1 %). Для достижения этой цели внутренний рынок должен ежегодно расти на 42 %.

На фото – инженер ЦОД

Однако со специалистами в сфере обслуживания ЦОД все непросто: на них не обучают в вузах или колледжах; учебной литературы нет или это единичные книги, выпущенные малыми тиражами. Чуть лучше обстоят дела с образовательными курсами, форумами и конференциями. Но в большинстве случаев они не для новичков, а для тех, кто хочет получить новый практический опыт или обменяться знаниями с коллегами.

Какие ИТ-специалисты нужны центрам обработки данных:

  • главные инженеры проектов;
  • системные архитекторы;
  • специалисты по управлению ЦОД;
  • инженеры-проектировщики систем охлаждения;
  • инженеры-проектировщики систем энергоснабжения.

Немного проще найти дежурных инженеров для первой линии техподдержки. Требования к ним ниже, хотя должностные обязанности включают широкий круг задач: дежурные инженеры следят за системами мониторинга, участвуют в предпродажном общении с клиентами, решают вопросы с установкой и настройкой оборудования. 

Еще одна проблема специалистов ЦОД – их общая подготовка, когда есть понимание основных процессов в отрасли, но нет практических навыков. Иногда инженеры приходят в ЦОД уже с небольшим опытом, но еще не умеют принимать решения в нестандартных ситуациях. Поэтому работа в дата-центре превращается в непрерывное обучение. Получать новые знания, сталкиваться с нетривиальными задачами придется постоянно. 

В России большая часть учебных программ для специалистов ЦОД доступна только на английском языке. В некоторых компаниях лекции читают на русском, но слайды, пособия, учебные материалы для самостоятельного обучения не переводят. То же самое с литературой для самообразования и экспертными статьями в интернете: чаще всего они на английском. Хотя многие IT-специалисты владеют иностранным языком, им сложно воспринимать новую информацию на нем из-за ограниченного словарного запаса. 

Образовался дефицит компаний, которые предлагают услуги профессиональной подготовки специалистов для ЦОД. Инженеры, уже работающие на стартовых позициях и желающие строить карьеру в этой сфере, проявляют активность и сами ищут способы повысить квалификацию. Образование в сфере ЦОД переживает сложный этап, когда мало преподавателей с практическим опытом и нет четких образовательных стандартов – но это закономерные болезни роста. Такая тенденция характерна не только для России, но и для западных стран, хотя для вторых в меньшей степени.

Как ИТ-инженеру прокачать навыки для работы в ЦОД

Сотрудникам ЦОД приходится совершенствовать скилы комплексно, что подразумевает:

  • самообучение – чтение специализированной литературы, статей на российских и зарубежных веб-ресурсах, общение на тематических форумах, просмотр онлайн-лекций;
  • обучение у вендоров – всегда узкоспециализированное, помогает получить навыки работы с конкретным оборудованием. Некоторые поставщики оборудования для ЦОД до сих пор проводят семинары по новым линейкам, но у них скорее рекламный, а не образовательный характер;
  • обучение на специализированных курсах – подобные программы разрабатывают крупные игроки рынка вроде Uptime Institute, CNet, DCProfessional Development. На их курсах и тренингах серьезно подходят к процессу обучения, уделяют много времени практике, оценивают результаты обучения с помощью экзаменов и выдают сертификаты международного образца. Программы не привязаны к конкретным вендорам, в отличие от предыдущего варианта, и подходят специалистам независимо от страны и масштабов ЦОД.

Учебный класс Uptime Institute

Компания DCProfessional Development с 2013 года присутствует на российском рынке (есть офис в Москве) и организовывает групповые и индивидуальные тренинги. В разработке программ участвуют специалисты ЦОД мирового уровня, а также представители ключевых организаций в индустрии: BICSI, BCS, IEEE и ASHRAE. Обучение проводится на четырех уровнях и предназначено не только для инженеров, но и для менеджеров, которые занимаются управлением критически важными нагрузками. 

Компания DCProfessional Development считается лидером рынка образовательных услуг в сфере российских ЦОД, но у нее есть конкуренты, а значит, у инженеров появляется возможность выбора. Они могут обратиться к тем, кто преподает по актуальным программам или дает универсальные знания, а не ориентируется на собственное субъективное видение рынка коммерческих дата-центров.

Профессиональный рост внутри компании

Многие эксперты считают, что вырасти до высококвалифицированного специалиста проще всего с начальной позиции. Типичный ведущий инженер ЦОД начинает карьеру с должности дежурного инженера. Через год работы на стартовой позиции он получает необходимые знания и понимает, в какую сторону ему интересно двигаться дальше. Например, он может стать старшим инженером смены, работать на второй линии поддержки или остаться в сфере управления сервисом и развития продуктов. 

Чтобы получить должность дежурного инженера, нужно:

  • заинтересовать HR-специалиста резюме (знаниями, навыками, соответствующим бэкграундом);
  • пройти отборочный тур и реализовать кейс, в котором смоделирована задача, приближенная к реальной;
  • пройти вводное обучение: ознакомиться с ЦОД, должностными обязанностями дежурного инженера и инженерной инфраструктурой;
  • сдать экзамен и по его результатам перейти к оплачиваемой стажировке.

Как обеспечить ЦОД ИТ-кадрами

Большинство требований к специалистам закладывается на этапе проектирования ЦОД. Если отказаться от сверхсложных схем и отдать предпочтение простым резервируемым системам, можно снизить требования к квалификации обслуживающих их инженеров. Оптимально – нужно спроектировать умеренно сложную инфраструктуру на базе качественного оборудования, не требующего непрерывного контроля со стороны человека.

Мы собрали несколько принципов набора штатных сотрудников в ЦОД, который строится с нуля.

1.     На вакансии электротехнических специалистов можно брать электриков, имеющих четвертую или пятую группу доступа по электробезопасности. Чтобы получить соответствующие допуски, необходимо сдать экзамены в Ростехнадзоре.

2.     Все сотрудники независимо от занимаемой должности должны быстро ориентироваться в аварийных ситуациях, четко следовать правилам и регламентам. Здесь важна не только практика в ЦОД, но и жизненный опыт, подкрепленный опытом профессиональным.

3.     Кандидатов без практики в ЦОД, но с углубленными знаниями в электротехнике можно отправить на курсы повышения квалификации к производителю оборудования. Полученные знания следует закрепить на тренировках и стажировке под присмотром наставника.

4.     На должности менеджеров и их заместителей следует выбирать специалистов с управленческим опытом, менеджерскими навыками и с определенными человеческими качествами, к примеру умением работать в стрессовых ситуациях.

ЭлектрикЭлектрик


Тенденции на рынке обучения ИТ-инженеров для дата-центров

Вслед за тем, как развивается рынок ЦОД, появляются новые технологии, принципы проектирования и эксплуатации, меняется и рынок образовательных услуг для инженеров ЦОД. Мы выделили главные приоритеты развития этого сегмента.  

  • Увеличивается доля локализованных учебных курсов: студенты получают материал на родном языке, лучше его усваивают, активнее участвуют в обсуждении темы урока.
  • Учебные программы разрабатывают отдельно для инженеров, менеджеров и руководителей.
  • Растет спрос на подготовку специалистов в смежных областях знаний (например, электриков со знанием принципов построения систем кондиционирования).
  • Появляются курсы для специалистов по эксплуатации ЦОД. Раньше акцент делали на инженеров, проектирующих и строящих дата-центры.
  • Выравниваются и все больше сближаются локальные стандарты в сфере ЦОД, появляются общие для рынка правила. В российских условиях по-прежнему опираются на СаНПин и СНиП, хотя в некоторых моментах они противоречат мировым стандартам по ЦОД.
  • Растет число преподавателей с реальным практическим опытом. Пока индустрия была слишком молодой, среди лекторов преобладали теоретики.
  • Повышается спрос на знания, которые можно сразу же применить на практике: например, построить небольшой корпоративный ЦОД и в дальнейшем масштабировать его.
  • Обучающие программы меняются вслед за развитием индустрии ЦОД. Появление географически распределенных дата-центров, облачных технологий, тренда на энергоэффективность влияет на содержание образовательных курсов для проектировщиков и инженеров по эксплуатации.

Возврат к списку